Общая
27.09.2011 Агван Доржиев | |
Известный ученый богослов - Агван Доржиев Агван Доржиев - выдающийся сын бурятского народа,
ученый – философ, цаннид – хамба, дипломат, лидер обновленческого
движения, реформатор российского буддизма, учитель Далай-ламы –XIII. (фото. из www.infpol.ru) Агван Доржиев родился в 1854 году в селе Хаара – Шибирь Зоринской Степной Думы в семье бурята галзутского рода 11 хоринских бурят. В 19 лет в 1872 году молодой Агван Доржиев покидает стены родного дома и отправляется паломником сначала в Монголию г. Урге (ныне Улан-Батор), далее уже в Тибет в Лхасу. В Лхасе он обучался в знаменитом Гоман дацане при монастыре Дрепунг, который являлся одним из трех главных монастырей Лхасы. Получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень хларампа (цаннид хамба ). Доржиев в числе семи высших учёных лам состоял при Далай –Ламе XIII, обучал его буддийской философии и литературе. Положение наставника-воспитателя Далай-Ламы позволило Доржиеву впоследствии стать одним из его ближайших советников и крупной фигурой в тибетском теократическом правительстве. Со временем Агван Доржиев приобрел большое влияние на Далай Ламу и стал его ближайшим доверенным лицом и другом. Он был инициатором сближения Тибета и России. Ездил с дипломатическими поручениями между Россией, Тибетом, Монголией и другими странами. Побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании, Франции. В 1896 Агван Доржиев получил от Николая II часы с монограммой в знак признательности за помощь агентам Петра Александровича Бадмаева, путешествовавшим в Лхасу. В начале 1898 Доржиев появился в Санкт-Петербурге с официальной целью сбора пожертвований на монастырскую школу. Здесь он познакомился с известным востокофилом Э.Э. Ухтомским, Николая II, ранее сопровождавшим будущего императора в путешествии на Восток. Ухтомский лично представил Агвана Доржиева императору. В 1901 году Доржиев с помощью Буды Рабдановича Рабданова, который являлся бурятским просветителем, российским журналистом, этнограф-востоковедом и дипломатом, провел первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме, во время открытия Всемирной выставки ( интернациональная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений). На богослужении присутствовали Жорж Клемансо, будущая путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль (французская путешественница, писательница и исследовательница Тибета), Иннокентий Анненский, впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый ларец». Гидом Агвана Доржиева по Парижу был другой русский поэт — Максимилиан Волошин. По возвращении в Тибет Агван Доржиев был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. В это время, будучи фактически первым министром двора Далай Ламы, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. После состоялась встреча Агван Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Санкт Петербурге. Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой деревне, за Черной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в который входили академики В.В.Радлов и С.Ф.Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский, приват-доценты В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, Ф.И.Щербатской, тибетский врач Петр Бадмаев, путешественники П.Козлов и Д.Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны и Тундутовы, архитектор Г.В.Барановский, инженер Н.М.Березовский, художники Н.К.Рерих и В.П.Шнейдер. Санкт-петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 году в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского Богдо-хана. Обладая огромным опытом административной работы и будучи тонким
экспертом в области традиционных буддийских дисциплин, Агван Доржиев
прекрасно понимал, каким образом следует организовать теоретическую и
практическую работу в новом центре тибетской медицины в
Санкт-Петербурге. Общеизвестным является факт, что цаннид - кхенпо А.
Доржиев и бывший кхенпо – лама (mkhan po bla ma), буддийский корифей и
крупный бурятский традиционный тибетский медик (эмчи) Ч. Иролтуев
(1843-1918) считаются учредителями Ацагатской медицинской школы
(Ацагатский Аршан). Школа открыта в 1913 г.
при Ацагатском (Шолотском) дацане и располагалась рядом с минеральным
источником, обладающим целебными свойствами – аршаном (сансритск.
амрита, тиб. bdud rtsi, нектар бессмертия). А. Доржиев уделял
значительное внимание развитию медицинской школы в Ацагате, под его
непосредственным руководством осуществлялся учебный процесс, в качестве
наглядного учебного пособия в программу обязательного обучения был
инкорпорирован «Атлас тибетской медицины». Он в течение многих лет
знакомился с учебной программой престижных медицинских учреждений,
расположенных в разных географических зонах Тибета, и отдавал себе
отчет, что именно наглядные пособия могут служить своеобразным ключом к
освоению и адекватному пониманию тибетской медицинской науки.
После революции Агван Доржиев полностью отдает себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России. В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла все о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ. До самого ареста Агван Доржиев жил в своем доме в Ацагатском дацане. | |
|
Отзывы: 0 (оставить отзыв) | |