Дацаны
27.09.2011 Ацагатский дацан | |
Ацагатский дацан Шолотский позднее Ацагатский дацан (с. Ацагат) был основан в 1825 году близ реки Шулуты и являлся одним из крупнейших и известных монастырей Бурятии. Позже дацан был перенесен на другое место. Основной причиной переноса дацана было неудачное расположение его в низменной и отличавшейся сыростью местности. При выборе места для сооружения храма принимались в расчет положение гор и скал, окружающих местность, вид самого места, отношение к нему близлежащих рек, колодцев и других водных источников. Это яркий пример бурятской культуры, верований и традиций коренных жителей республики. В основе архитектурно-планировочной структуры дацана лежит квадрат, в центре которого располагается главный храм, ориентированный главным входом на юг. При построении дацана соблюдаются определенные обычаи. Черты, по которой должны быть основаны стены, обозначаются следом чугунной фигурки черепахи, а затем каждый должен был провести по этому следу особую борозду рогом зверя, которого называют монголы «оронго». Знаком подавления злых духов этого пространства было зарывание в самом центре квадрата, предназначенного для постройки храма, сосуда (бумба), наполненного разного рода священными драгоценностями. По правилам, бумба должна быть серебряная, из золота или из красной меди. В состав священных предметов, слаживаемых в сосуд, входят душистые и лекарственные травы (мускатный орех, гвоздика, шафран, кардамон), драгоценности и листки с молитвами. Сооружению зданий на новом месте предшествовала длительная переписка, разработка проектов, составление смет и получение разрешения от государственных органов. Новое здание построили на возвышенном месте, дацан виден с большой дороги, около этой местности протекает ключевая вода - Ацагатский аршан. Первый этаж дацана выполнен в тибетском стиле, второй и третий в китайском. Особое место занимало здание "Мамба -дугана" - главной лечебницы дацана. В Ацагатском дацане работали школа, библиотека, типография европейского образца с типографским шрифтом, ламы занимались астрологией и медициной. Отсюда вышли выдающиеся буддийские лидеры известные не только в России, но и за рубежом. Самый известный - ученый-просветитель богослов Агван Доржиев. В начале XX в. цанид -хамбо А.Доржиев и известнейший религиозный деятель Ч.Иролтуев создали школу тибетской медицины при Ацагатском дацане. Лечебные травы доставляли из Тибета, Монголии и также собирались в Ацагатской долине. Лекарства производили с помощью воды из местного ключа - Ацагатский аршан. Был создан Малый Ацагатский атлас медицины. При дацане жили и работали известные ламы медики: Дондок Ендонов (Мункуев) - заведующий лечебницей, Лудан Шагдаров - главный фармацевт медицинской школы, Дагба Ишибуев, Галсан Намбатов, Цырендоржи Мархаев, Дагба Батуев и мн. др., имена которых хранятся в архиве музея Истории Бурятии. В Ацагатском дацане прошел обучение странствующий Ульдургинский лама Гужи Дашинима, которого почитали воплощением Ванджрапани. Это был настоящий странствующий лама. Есть бурятская поговорка: "Бродячий лама, который все повидал, лучше ламы-теоретика, всю жизнь просидевшего в дацане". По легендам он мог въехать на коне в юрту и разъезжать внутри нее, хотя и юрта не становилась больше, а он - меньше, и перед арестом он умер по собственному желанию войдя в самадхи и покинув тело. Событием в истории Ацагатского дацана явилось посещение его цесаревичем Николаем в 1891г. во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. Предпочтение среди других дацанов было отдано Ацагатскому дацану, который находился по пути следования Николая, расположен недалеко от большого тракта и дорога к дацану была признана удобной. Встреча с цесаревичем прошла в торжественной обстановке и стала большим событием в жизни дацана и Бурятии. В современном здании Ацагатского дацана на месте верховного ламы восседает восковая фигура Далай ламы. Верующие буряты делают подношения дацанам и ламам, совершая тем самым буян (в переводе с бурятского добродеяние). Уходя, по кругу обходят галерею с молитвенными мельницами – хурдэ. . В 1992 году дацан был возрожден. Место его строительства осветил глава буддистов мира Далай-лама ХIV. Ацагатский дацан Далай лама ХIY дважды. Ацагатский дацан - единственный храм из стен которого вышли 7 Бандито лам.
ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕСАРЕВИЧА В 1891 году была одна знаменательная дата, которая прошла совершенно незаметно, исполнилось ровно сто лет, когда цесаревич Николай Александрович совершил путешествие по Азии и посетил Ацагатский дацан. Будущий Российский император Николай II царствующей династии Романовых путешествовал целый год по азиатским странам. Наследник царского престола со своей свитой на фрегате «Память Азова» пересек Средиземное море, Индийский океан и моря Тихого океана. Путешествуя таким образом он смог сравнительно познать не только быт и нравы, но и дух народов Дальнего Востока. Цесаревич изучал свою страну, следую с Востока на Запад. Его Высочество покидает Читинскую область и его дальнейший путь лежит через Бурятию. Близ Кондинской станции в поле устроен был особый павильон для Августейшего путешественника и поставлены юрты для свиты. Это буряты Хоринского ведомства встречали своего Дорогого Гостя, вступившего в пределы их кочевий! Тайша Аюшеев, с родовыми головами и почетными бурятами, со знаменами и значками просил принять сделанное ими кресло (все из серебра с украшениями). На этом кресле Наследник Цесаревич изволил сидеть во время обеда, чая, завтрака не только здесь, но и на следующий день в Ацагатском дацане. Знамена бурят были внесены в залу павильона, три комнаты по одну сторону залы были заняты Его Высочеством, а 3 комнаты по другую сторону – князем Барятинским и адмиралом Басаргиным. К обеду удостоились приглашения Тайша Аюшеев, а также заслуженные и престарелые бывшие тайши Бадмаев и Очиров. Павильон был великолепно украшен и иллюминован, кругом горели костры. Было уже довольно поздно, когда кончился обед. 20-го числа завтрак был назначен в Ацагатском дацане, лежащем довольно близко от почтового пути, между станциями Курбинскою и Онохойскою. Уже с переправы через реку Курбу число бурят, сопровождающих Его Императоское Высочество, стало быстро увеличиваться. Вне ограды дацана устроен был обширный шатер, пред входом в который расположились по одну сторону представители всех родов Хориского ведомства, которые живут близ реки Курбы, далее ламайское духовенство с первенствующим Пандидо-хамбо ламою Гомбоевым и почетные буряты: по другую сторону расположились представители Читинской волости, Горячинского и Ангарского отдельных обществ, Баргуизнского округа, представители Баргузинских бурят и тунгусов. Буряты встретили своего Высокого Гостя по древнеиндийскому обычаю, поднося хадаки. Баргузинские буряы просили принять бурское седло в серебряной отделке с чепраком, лук с футляром, колчан с поясом и со стрелами: все это было отделано в серебро с мажанами: кораллами, бродячие тунгусы просили милостиво принять двух соболей и 2 ковра с изображением на одном Государственного герба, русские общества встречали хлебом солью. Милостиво приняв подносимое и поблагодарив, Цесаревич изволил проследовать в шатер и затем в дацан. Для его императорского Высочества было устроено под балдахином особое возвышенное сидение, на котором лежало 8 олбоков (подушек). Посетив бурятское святилище, Наследник Цесаревич изволил затем смотреть на религиозную пляску цам, исполненную во дворе дацана. С крыльца кумирни открывалась при этом обширная картина на долину реки Уды: на горы позади ее, покрытые лесом, на огромные массы прибывших бурят и , наконец, на лам в их богатых своеобразных и красивых одеждах. После цама, в шатре состоялся завтрак, по окончании которого Его Императорское Высочество поблагодарил Хоринцев и лам за прием и, раздав награды и подарки, изволил отбыть далее. Верхнеудинцы готовились уже давно к встрече. Красивый сам по себе, со множеством каменных белых зданий, город принял совершенно праздничный вид. В конце Большой улицы сооружена была каменная арка, около здания арестантского приюта: к этой арке проложена была новая дорога. У арки, впереди ее расположились почетные граждане, воспитанники и воспитанницы учебных заведений. Становилось уже темно, когда Наследник Цесаревич прибыл к арке. Встреченный пением и восторженными криками, Его Императорское Высочество прошел среди учеников: путь Его усыпался цветами. Городской голова приветствовал Дорогого Гостя и поднес хлеб соль на серебряном блюде. Далее путь лежал к соборной церкви. Когда коляска Его Императорского Высочества прибыла затем к дому почетного гражданина ИФ Голдобина, приготовленному для помещения Наследника Цесаревича, вдоль улицы выстроился почетный караул от 4го Восточно сибирского линейного батальона, левее почетного караула стали атаман 1го военного отдела командир батареи и две сотни казаков 1го военного отдела, причем все казачата были одеты в татарки. Еще левее, по другую сторону улицы, расположились представители всех волостей Верхнеудинского округа. При входе в дом госпожа Голдобина имела счастье поднести хлеб соль. После обеда Наследник Цесаревич изволил неоднократно подходить к окну и выходить на балкон. Несмолкаемое ура особенно усиливаясь, подобно вспышкам пламени, при появлении Наследника. Но лишь только народу было объявлено, что Его Императорское Высочество изволил удалиться отдыхать, водворилась полная тишина. Остается добавить, что город был иллюминован, а дом Голдобина снаружи и внутри освещался электрическим светом, приспособление для чего нарочно были устроены исключительно на время проезда Дорогого путешественника. 21 июня 1951 г. Высочайше утверждено положение о пеших батальонах Забайкальского казачьего войска: в этот день, по установленному порядку уже полагается войсковой круг. После Врехнеудинска Святейшество посетило Троицкий Селенгинский монастырь. Село Кабанское украсилось иллюминацией и устроили триумфальную арку. Далее путь Цесаревича лежал в Иркутскую Губернию. Не только удобное месторасположение Ацагатского дацана стало поводом для посещения Цесаревича, но и то, что это был один из самых главных лечебниц Бурятии в то время. Кроме того в дацане действовала своя типография. Тексты священных книг сначала вырезались на дощечках монгольскими и тибетскими буквами и с них в необходимых количествах размножались тексты. Многие ламы Ацагатского дацана в совершенстве владели тайнами медитации. Из памяти старожилов не стерлось воспоминание о ламе Мэжид амбае(1911), который пересекал пространство за считанные минуты. Этот реальный человек, отличавшийся незаунядной силой, умом и логикой, ходил по селам Хоринского и Заиграевского аймаков до 1970 годов, поражая их обитателей необыкновенными умственными и физическими способностями. Не далеко от строений дацана есть минеральный источник – Ацагатский Аршан. Вода его обладает лечебным действием. Совместно с Агваном Доржиевым основателем лечебницы был Чойнзон Иролтуев, замечательный человек, ученый богослов, имел высокий авторитет среди лам и прихожан дацана. Будучи прославленным лекарем, он пользовался в народе большой популярностью, люди беспрерывно шли к нему за помощью. Приезжали к нему и ламы медики из других дацанов за лекарственными травами и рецептами. Созданная ими школа тибетской медицины преставляла собой уникальный комплекс с лазаретом, фармацевтической лабораторией, уколой, где проходили обучение эмчи ламы. В школе обучалось от 25 до 50 лам, которые одновременно прохолили практику в лечении больных в лазарете. Сбор лекарственных трав медики- ламы вели в окрестностях аршана, в долинах рек Илька и Уда. В 1992 началось возрождение Ацагатского дацана уже на новом месте у склона горы Тамхита, также неподалеку от села Ацагат. Открыт музей имени Агвана Доржиева. Карта региона | |
|
Похожие материалы
Отзывы: 0 (оставить отзыв) | |